С момента открытия самарского метро минуло четверть века

1 февраля 2013 - Дмитрий
article1521.jpg

Свет в конце тоннеля

 

После того, как в 1967 году Куйбышев стал городом-миллионником, в обкоме КПСС подняли вопрос о строительстве метро. На уровне союзного правительства и Госплана идею пробивал первый секретарь обкома Владимир Орлов при поддержке председателя исполкома Куйбышевского совета народных депутатов Алексея Россовского. Дело это оказалось нелегким. Столичные специалисты из института комплексных транспортных проблем, прибывшие в город в 1969 году по заданию Госплана, убеждали куйбышевцев, что метро можно вполне заменить линией скоростного трамвая, которая пролегла бы от площади Революции через железнодорожный вокзал по улицам Гагарина и Карбышева к Юнгородку. Позже предлагалось также построить дополнительные железнодорожные пути для электропоездов рядом с существующими. Местные специалисты посчитали оба варианта москвичей бесперспективными. Пока разрабатывалась новая схема метро, куйбышевцев опередили горьковчане, которые смогли запустить первый участок на три года раньше. Между тем, Безымянская промзона разрасталась, заводчан становилось все больше. Автобусы и трамваи едва справлялись с пассажиропотоком. Только в 1977 году Совет министров СССР разрешил, наконец, разработку технического проекта куйбышевского метро. Это было поручено институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его филиалу «Горьковметропроект». Первая линия протяженностью 17,3 км с 13-ю станциями стоимостью 225 млн рублей – таким наше метро предстало в проекте. Ветка должна была соединить центральную часть города с промышленными окраинами, поэтому строить начали от центра, сообщает издание «Волжская коммуна».
 

Строили «всем миром»


Люди, начинавшие строить куйбышевское метро, были в буквальном смысле первопроходцами. По сути, коллектив рождался на пустом месте: не было специалистов, собственной производственной базы. На главную стройку города пришли инженеры-горняки, мостовики из мостоотряда № 21, инженеры и рабочие, строившие горьковский метрополитен. Позже подключились опытные метростроители из Минска, Харькова, Ленинграда. Ветеран-метростроевец Борис Пырч, который в то время возглавлял тоннельный отряд №30, организованный в составе управления строительства Горметростоя, вспоминает, что уже в 1980 году был взят первый ковш грунта на перегоне «Октябрьская» — «пр. Карла Маркса», забита первая свая в ограждение котлована будущей станции «Кировская», на улицах появились стройплощадки с буквой «М». «На стыке Осипенко и проспекта Ленина выбрали площадку, наиболее свободную от коммуникаций, и начали подземные работы, — рассказал Борис Васильевич. — На месте будущей станции «Октябрьская» мы проложили два тоннеля протяженностью около 70 м, однако вскоре руководство приняло решение их законсервировать и открыть стройку в Юнгородке, где находились крупные городские предприятия». К слову, строительство первой станции «Октябрьская», которая сегодня называется «Алабинской», было отложено без малого на 30 лет: работы здесь возобновились только в 2008 году. Открытие этой десятой по счету станции, расположенной на участке от перекрестка ул. Осипенко и Ново-Садовой в сторону ул. Первомайской, намечено на 2015 год. Но вернемся к началу. По словам Бориса Пырча, дорогу ему прокладывали всем миром, силами города и области. В строительстве участвовали 17 строительно-монтажных и специализированных организаций, а также крупнейшие предприятия региона. Городскую «подземку» осваивали около 2000 человек: сотни инженеров и рабочих, студентов и учащихся техникумов. Строителям помогали даже старшеклассники. «Рождение куйбышевского метро знаменательно тем, что стройплощадки становились экспериментальными базами по внедрению новых производственных технологий и горнопроходческой техники, — отметил Пырч. — К примеру, уникальный щитовой комплекс, второй в стране, позволил в короткие сроки выйти на рекордную скорость – 120 метров в месяц. В 1985 году выполнена щитовая проходка тоннелей перегона между станциями «Кировская» и «Безымянка» под действующими железнодорожными путями без остановки движения поездов! Местная геология оказалась сносной, однако многие станции омывали грунтовые воды. Проводились изыскательские работы по определению оптимальной глубины станций метро, применялись гидроизоляционные технологии при укреплении проходов. Кстати, самая глубокая точка метро — 25 м — находится в районе улицы Авроры в тоннеле в сторону станции «Спортивной». Чтобы развеять все мифы, могу сказать, что при строительстве мы не обнаружили ни кладов, ни потайных туннелей, только единичные захоронения времен Великой Отечественной войны».

Похожие статьи:

ПриродаСурки Иван и Ева из Самарского зоопарка предсказали затяжную весну

СоцСфераГорожане на публичных слушаниях не поддержали проект застройки Самарского Заречья

БезопасностьДиректора самарского кладбища ударил ножом сын



Введите email адрес:

Чтобы не пропустить самое интересное, ПОДПИШИТЕСЬ на RSS, чтобы быть В КУРСЕ всех новостей, ПОДПИШИТЕСЬ на RSS.


Рейтинг: 0 Голосов: 0 1521 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

Интересно

Новые статьи
Дому Коммуны в Смоленске уже 80 лет
17 ноября 2013 — Дмитрий 0 - 17226
Ошибки и нюансы при устройстве на работу
17 июня 2013 — Дмитрий 0 - 4295
Как сервировать праздничный стол
16 июня 2013 — Дмитрий 0 - 5578
Выравнивание стен - способы
11 июня 2013 — Дмитрий 0 - 4092
Выравнивание стен строительными смесями
9 июня 2013 — Дмитрий 0 - 4274
Монтажные работы при прокладке кабеля собственными силами
20 мая 2013 — Дмитрий 0 - 3973
ТОП-10 сувениров из Португалии
17 мая 2013 — Дмитрий 0 - 4094
Как побороть весеннюю депрессию
17 мая 2013 — Дмитрий 1 - 2430
Памятные места России. Дом – музей Сергея Есенина
14 мая 2013 — Дмитрий 0 - 2698
Продвижение сайта в соцсетях
13 мая 2013 — Дмитрий 0 - 2635