Слово об усыновлении в Самаре

18 августа 2011 - Дмитрий
article225.jpg

О том, на какие непростые вопросы предстоит ответить кандидатам в будущие родители, чтобы этот билет оказался счастливым, наш разговор с ведущим школы усыновителей центра «Семья» Железнодорожного района психологом Анной Соскинд.

Во время нашего общения Анна призналась, что еще десять лет назад не написала бы ни одного отказа
(заключение психолога по итогам курсов). Тогда главной была мысль, что приемные родители совершают подвиг. А сейчас она на ситуацию усыновления смотрит по-другому. Конечно, думает о том, что будет с ребенком, но и о родителях не забывает тоже. Чаще всего проблем в воспитании приемного ребенка можно избежать, если приемные родители осознают истинные (бессознательные) мотивы усыновления, готовы меняться вслед за ребенком, доверять себе и ему.

- Так кому же нельзя давать ребенка.?

- Дело не в том, давать или не давать, а в отношении к проблеме. К тому, что такое благое дело. Когда мы берем ребенка, чтобы потом получить от него отдачу, грубо говоря, дивиденды за наше благое дело, или решить свои собственные проблемы одиночества, горя, часто это оборачивается трагедией. И с чем более «закрытыми глазами» и неосознанными мотивами родители идут по этой дороге, тем больше трудностей их ждет впереди. И когда мы предлагаем нашим кандидатам пройти курс занятий, очень часто первая реакция негативная: вот так всегда, только захочешь что-то сделать хорошее, тут же преграды. Могу сказать, что после окончания курса 90% говорят: здорово, что такие группы есть. Они позволяют посмотреть на проблему под другим углом, разложить по внутренним полочкам мысли, которые есть у родителей, снять тревогу. Бывает, в результате консультаций родителям становится ясно, что усыновление не решит их проблем, и тогда кандидаты сами говорят: «Мы поняли, что у нас сейчас другая задача, но можно мы походим к вам на группу?» И человек делает шажки в своем развитии.

Не надо забывать, что появление ребенка в семье - это всегда кризис, и если у семейной системы нет ресурсов (не материальных, а внутренних), отношения в семье напряженные, то интеграция ребенка в систему только обострит все имеющиеся там проблемы.

- Принципиальный вопрос: поскольку мы говорим не о приемных семьях, а об усыновителях, то степень ответственности родителей здесь больше?

- Ответственность очень высокая и в приемной семье, и в своей собственной тоже. Дети - это всегда ответственность! Я долгое время диагностировала приемных родителей и не могу сказать, что там отбор отличается, другая только юридическая база. Но приемная семья все-таки более открытая система, нежели семья, где ребенок усыновлен. И с психологической точки зрения это хорошо, потому что здесь меньше тайн (хотя тоже имеются). Усыновители часто говорят: хочу усыновить не потому, что его нельзя вернуть, а потому, что тогда этот ребенок будет только мой, родной, только я буду иметь на него права. Ведь в приемной семье биологические родители ограничены в правах, но все-таки могут ими воспользоваться. И здесь всплывает очень много вопросов относительно тайны усыновления, отношения к биологическим родителям. На моих занятиях очень много времени уделяется именно этим ключевым в усыновлении моментам - насколько семья готова и способна принять ребенка в семью вместе с его историей и что он об этой истории знал.

- Приходит на ум американский опыт. Недавно приезжала в Самару пара - американская мать и русская удочеренная дочь, ей 20 лет. И они приехали искать корни девочки - роддом, детдом, родители... Там все открыто: когда ребенок достиг возраста понимания, ему тут же сказали правду, а параллельно шло знакомство с русской культурой. Мы очень далеки от этого?

- Я бы так не сказала. Половина кандидатов уже приходят на группу с четкой установкой - не сохранять тайну усыновления, у них как раз вопрос, когда про это лучше сказать. Процентов тридцать колеблются и к концу занятий склоняются к открытости. Еще процентов двадцать отстаивают позицию «не скажем», из них половина тоже меняют точку зрения. Моя задача - донести, какое развитие событий ждет их в том или другом варианте.

- И что же будет? Почему, на ваш взгляд, надо говорить правду?

- Вы сами как считаете - надо говорить или нет?

- Я считаю - надо: чем меньше лжи, тем легче жить.

- Очень часто так и говорят: я врать не умею, все равно ребенок это почувствует. Дело не только в том, что без лжи легче жить... Для сохранения любой тайны нужна внутренняя энергия, потому что каждый «тычок» об эту тайну дает отзыв в теле, и ребенок чувствует недоверие и непонимание. Мы можем твердить - «ты нам родной», - а телом показывать совершенно другое. И это касается любых тайн в семье - чем их больше, тем больше путаницы в отношениях возникает. В семье, как в любой системе, есть свои законы, соблюдение которых обеспечивает порядок в ней. Немецкий психотерапевт, основатель метода Системных семейных расстановок Берт Хел-лингер выделяет четыре таких закона. Один из них - закон принадлежности к семейной системе: все, кто есть в системе, должны быть ею приняты. Не важно, алкоголик это, которого мы стесняемся, бросивший тебя отец, убийцы или самоубийцы, которые есть в роду... И когда в семье сохраняется тайна усыновления, соответственно, биологические родители исключены из системы, часто ребенок отправляется на поиски своих родителей (бессознательно), что в поведении может проявляться в побегах из дома, бродяжничестве. На уровне родовой, внутренней совести ребенок будет это чувствовать и понимать, что что-то здесь не так. У усыновленного ребенка есть своя история.

- То есть мы включаем его со всем родовым древом, каким бы подпорченным оно ни было?

- Посадка растения с любыми корнями, даже подпорченными, лучше, чем без корней. Потом у ребенка - это единственно возможные корни, потому что тогда это был бы другой ребенок. Второй закон, о котором говорит Хеллингер, - закон бренности: для системы главным являются не эмоции и переживания, а факты. Важно, кто в ней родился, как он продолжил свой род. И когда мы говорим ребенку «аист по ошибке принес тебя не в ту семью» - это эмоции. А если «мы тебя усыновили и воспитываем» - это факты. Надо принять биологических родителей как факт. Усыновители часто говорят, что никогда не простят родителей, которые отказались от своего ребенка. Но ведь бывает, что те же усыновители звонят и жалуются: в городе мало отказных детей, мы так долго ищем... И если бы биологические родители не отказались, у них никогда бы не было этого малыша. Вот такая обратная сторона медали...

- Что нужно знать родителям-усыновителям, в чьих семьях уже есть дети?

- Во-первых, нужно соблюдать иерархию
. Ребенок должен быть младше (по возрасту) тех детей, которые в семье уже есть. А во-вторых, не рекомендуется брать ребенка в кризисные периоды своих детей - три года, семь лет, подростковые кризисы. Ну и, конечно, надо смотреть на индивидуальные особенности детей.Когда хотят усыновить несколько детей, то нужно брать либо ровесников, либо братьев и сестер. Тогда больше ясности и больше порядка.

Мы много говорим на занятиях о доверии (в первую очередь к себе), формировании привязанности, особенностях усыновленных детей, конфликтах и путях их преодоления, адаптации ребенка. Про многие вещи люди уже слышали, до некоторых доходили интуитивно, но группа позволяет собрать все в один ящичек и навести порядок. И когда после появления ребенка некоторые вещи из этого ящичка будут разбросаны (как игрушки) и лежать не на своих местах, у нас всегда есть шанс сесть, успокоиться и вспомнить, где этому место!

- «Спасибо» слышите часто?

- Да, часто. Пишут: уже есть дети, есть опыт, думали, что все знаем... а здесь происходит определенный переворот. Просят продолжения занятий. Это нормально. Группа сплачивается, начинают общаться, советоваться. И к нам обращаются уже по собственному запросу и не только по вопросам усыновления. И наши двери всегда открыты.

СПРАВКА


  Чтобы взять ребенка, необходимо получить заключение органов опеки и попечительства о возможности быть кандидатом в усыновители или опекуны (приемные родители). Сначала вас ждет беседа со специалистами, которые расскажут об особенностях той или иной формы устройства детей в семью. Помимо первичной диагностики у специалиста-психолога всем будущим родителям сегодня обязательно предложат пройти курс занятий в школе будущих родителей.


 

Автор: Наталья БЕЛОВА

Материал предоставлен изданием "Самарская Газета"

Похожие статьи:

БезопасностьРодители вернули в детдом мальчика с наклонностями садиста-психопата .

ЗдоровьеРацион питания в лагерях сократится

СоцСфераРебенок на отдыхе: защитить и предупредить!

ПолитикаШкольники «рулят»

Отдых и развлеченияНадувные матрасы для дома и оприроды



Введите email адрес:

Чтобы не пропустить самое интересное, ПОДПИШИТЕСЬ на RSS, чтобы быть В КУРСЕ всех новостей, ПОДПИШИТЕСЬ на RSS.


Рейтинг: 0 Голосов: 0 3780 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

Интересно

Новые статьи
Дому Коммуны в Смоленске уже 80 лет
17 ноября 2013 — Дмитрий 0 - 17226
Ошибки и нюансы при устройстве на работу
17 июня 2013 — Дмитрий 0 - 4295
Как сервировать праздничный стол
16 июня 2013 — Дмитрий 0 - 5578
Выравнивание стен - способы
11 июня 2013 — Дмитрий 0 - 4092
Выравнивание стен строительными смесями
9 июня 2013 — Дмитрий 0 - 4274
Монтажные работы при прокладке кабеля собственными силами
20 мая 2013 — Дмитрий 0 - 3973
ТОП-10 сувениров из Португалии
17 мая 2013 — Дмитрий 0 - 4094
Как побороть весеннюю депрессию
17 мая 2013 — Дмитрий 1 - 2430
Памятные места России. Дом – музей Сергея Есенина
14 мая 2013 — Дмитрий 0 - 2698
Продвижение сайта в соцсетях
13 мая 2013 — Дмитрий 0 - 2635